Телескоп ALMA обнаружил зародыш звезды-монстра
10 июля 2013 г.
Новые наблюдения на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter array) наградили астрономов невиданным раньше зрелищем процесса формирования звезды-монстра внутри темного облака. Обнаружен гигантский зародыш звезды с массой, более чем в 500 раз превышающей массу Солнца. Такой огромной протозвезды в нашей Галактике — Млечном Пути – еще не находили. А она еще находится в процессе дальнейшего роста. Звезда-эмбрион лежит внутри протозвездного облака и жадно пожирает окружающее ее вещество. Предполагается, что процесс закончится рождением звезды огромной светимости с массой до 100 солнечных масс.
Самые массивные и яркие звезды в нашей галактике формируются в холодных и темных облаках, но процесс их рождения окутан не только пылью, но и тайной [1]. Чтобы составить о нем более ясное представление, международная группа астрономов при помощи телескопа ALMA выполнила микроволновое сканирование «зародыша» такой звезды-монстра, находящегося от нас на расстоянии около 11 000 световых лет, в области под названием Темное Облако Спитцера (SDC) 335.579-0.292.

[1]Когда астрономы употребляют выражение “массивные звезды”, они хотят сказать, что эти звезды имеют массы примерно в десять или более раз большие, чем у Солнца. Это выражение относится к массе звезды, в не к ее размерам. Существует две теории образования наиболее массивных звезд. Согласно одной из них, родительское темное облако распадается на фрагменты, в каждом из которых образуется ядро; затем каждое из этих ядер коллапсирует (сжимается), образуя звезду. Другой сценарий -- более драматический: облако коллапсирует как единое целое, вещество облака устремляется к его центру и там образуется одна или несколько циклопических массивных звезд. Группа ученых под руководством Николя Перетто (Nicolas Peretto) из CEA/AIM (Париж-Сакле, Франция) и Университета Кардиффа (Великобритания) решила, что телескоп ALMA является идеальным инструментом для того, чтобы определить, что же происходит на самом деле.

Объект SDC335.579-0.292 был впервые зарегистрирован Космическим телескопом Спитцера (NASA) и Космической обсерваторией Гершеля (ESA) как хаотическое нагромождение темных и плотных волокон газа и пыли. Теперь, используя уникальную чувствительность телескопа ALMA, астрономы более точно оценили количество пыли и детально исследовали движения газа внутри темного облака — и обнаружили в его глубине настоящего монстра.

“Пионерские наблюдения с телескопом ALMA позволили нам впервые по-настоящему глубоко заглянуть внутрь облака и понять, что там происходит”,-- говорит Перетто. “Мы хотели увидеть, как образуются и растут звезды-монстры -- и мы своей цели достигли! Один из источников, которые мы нашли, оказался просто гигантским — самым большим протозвездным ядром, который когда-либо обнаруживали в Млечном Пути".

Вокруг этого ядра — зародыша новой звезды — уже кружится в вихревом движении более пятисот солнечных масс вещества [2]. И наблюдения с телескопом ALMA показали, что еще гораздо большее количество материи втекает внутрь этого вихря, что делает массу будущей звезды еще большей. Ведь все это вещество в конце концов сколлапсирует в гигантский шар молодой звезды, которая будет раз в 100 более массивной, чем наше Солнце. Такие чудища в мире звезд встречаются редко.

[2]В этой области звездообразования формируется много звезд. Ядро с массой в 500 солнечных масс является самым крупным из нескольких объектов такого типа. “Хоть мы и знали уже, что эта область скорее всего окажется массивным звездным инкубатором, мы все же не ожидали найти столь гигантский эмбрион звезды в ее центре”,-- говорит Перетто. “Эта звезда, как ожидается, будет в 100 раз массивнее Солнца, а таких размеров в Млечном Пути достигает лишь одна из десяти тысяч звезд!”

"Дело не только в редкости таких звезд. Они рождаются очень быстро, а их «младенчество» длится крайне недолго, так что найти такой объект на такой ранней стадии его эволюции – это замечательный результат",-- добавляет член группы исследователей Гэри Фуллер (Gary Fuller) из Манчестерского университета в Великобритании.

А другой исследователь, Ана Дуарте Кабраль (Ana Duarte Cabral) из Лаборатории астрофизики в Бордо (Франция), подчеркивает: "Наблюдения с ALMA выявили весьма интересные детали движений волокнистой структуры пыли и газа в облаке. Они показывают, что в центральную компактную область втекает огромное количество газа". Эти данные являются веским аргументом в пользу того, что образование массивных звезд описывается теорией глобального коллапса, а не фрагментации.

Эта работа является частью фазы предварительных научных наблюдений (Early Science phase) с телескопом ALMA; для их проведения использовалась только четверть всей антенной решетки. “Мы сумели выполнить эти очень детальные наблюдения только с частью огромного потенциала ALMA”,-- заключает Перетто. “ALMA, без сомнения, произведет революцию в наших представлениях о звездообразовании, ответит на многие вопросы и, конечно, вызовет к жизни новые”.

Узнать больше Исследование представлено в статье “Global collapse of molecular clouds as a formation mechanism for the most massive stars”, которая будет напечатана в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: N. Peretto (CEA/AIM Paris Saclay, France; University of Cardiff, UK), G. A. Fuller (University of Manchester, UK; Jodrell Bank Centre for Astrophysics and UK ALMA Regional Centre Node), A. Duarte-Cabral (LAB, OASU, Universite' de Bordeaux, CNRS, France), A. Avison (University of Manchester, UK; UK ALMA Regional Centre node), P. Hennebelle (CEA/AIM Paris Saclay, France), J. E. Pineda (University of Manchester, UK; UK ALMA Regional Centre node; ESO, Garching, Germany), Ph. Andre' (CEA/AIM Paris Saclay, France), S. Bontemps (LAB, OASU, Universite' de Bordeaux, CNRS, France), F. Motte (CEA/AIM Paris Saclay, France), N. Schneider (LAB, OASU, Universite' de Bordeaux, CNRS, France) and S. Molinari (INAF, Rome, Italy).