Что отыскалось в пыли вокруг гигантской черной дыры
20 июня 2013 г.
Очень Большой Телескоп-Интерферометр ESO (VLTI) провел самые детальные за всю историю наблюдения скопления пыли вокруг гигантской черной дыры в центре одной активной галактики. Вместо того, чтобы, как ожидалось, заполнить собой тороидальную полость – «бублик» -- вокруг черной дыры, светящаяся пыль обнаружилась и в полярных областях с обеих сторон «бублика». Оказалось, что пыль разлетается в разные стороны от полюсов черной дыры в виде холодного звездного ветра. Это открытие не укладывается в существующие теории и меняет наши взгляды на то, как черные дыры эволюционируют и как они взаимодействуют с окружающим их веществом.
За последние двадцать лет астрономы установили, что в центрах почти всех галактик находятся гигантские черные дыры. Некоторые из них растут, поглощая окружающее их вещество, и в результате образуются самые мощные источники энергии во Вселенной: активные ядра галактик (AGN). Центральные части этих колоссальных космических источников энергии окружены «бубликами», состоящими из пыли [1], сгребаемой притяжением черных дыр из окружающего пространства, наподобие того, как вокруг стока раковины образуется спиральный водоворот. Считалось, что большая часть сильного инфракрасного излучения, приходящего от AGN, образуется в этих «бубликах».

[1]Космическая пыль состоит из силикатных и графитовых зерен — эти минералы в изобилии встречаются и на Земле. Свечная копоть очень похожа на графитовую космическую пыль, только частицы копоти раз в десять, а то и больше, превосходят по размеру космические пылинки. И вот, новые наблюдения близлежащей активной галактики NGC 3783, для которых понадобилась вся мощь Очень Большого Телескопа-Интерферометра (VLTI) обсерватории ESO Paranal в Чили [2], принесли выполнявшей их группе исследователей неожиданный результат. Хотя наблюдения и подтвердили, что горячая – с температурой от 700 до 1000 градусов Цельсия — пыль действительно образует тороидальный «бублик», огромные массы более холодной пыли были выявлены в полярных областях черной дыры [3].

[2]Интерферометр VLTI образуется из комбинации четырех 8.2-метровых Базовых Телескопов VLT (Unit Telescopes) или четырех подвижных 1.8-метровых Вспомогательных Телескопов (VLT Auxiliary Telescopes). В нем используется техника интерферометрии: сложного инструментального суммирования световых потоков, получаемых всеми составляющими системы. Хотя в результате этого процесса обычно не получаются собственно изображения, метод позволяет резко повысить оптическое разрешение, то есть наблюдать значительно более мелкие детали, чем это возможно с каждым из составляющих систему телескопов. Разрешение VLTI сравнимо с тем, которое имел бы космический телескоп с диаметром более 100 метров. [3]Карта распределения более горячей пыли была составлена с использованием приемника VLTI «AMBER» в ближней инфракрасной области. Наблюдения, о которых рассказывается здесь, были проведены с приемником MIDI на волнах 8 -- 13 микрон в средней инфракрасной области. Себастьян Хёниг из Калифорнийского Университета в Санта-Барбаре, США и Университета Христиана Альбрехта в Киле, Германия, ведущий автор статьи, в которой сообщается о новых результатах, объясняет: “Нам впервые удалось объединить детальные инфракрасные наблюдения имеющей комнатную температуру (то есть, холодной) пыли вокруг AGN со столь же детальными наблюдениями очень горячей пыли. И вообще, мы получили самый большой из всех до сих пор опубликованных объем инфракрасных интерферометрических данных по AGN.”

Вновь обнаруженная пыль образует как бы холодный «ветер», «дующий» от полюсов черной дыры. Этот ветер должен играть заметную роль в сложных взаимосвязях между черной дырой и ее окружением. Ненасытная черная дыра поглощает окружающее ее вещество, а мощное излучение, которое она при этом испускает, одновременно отбрасывает вещество прочь от ее полюсов. Пока неясно, как эти два процесса совмещаются и как они влияют на рост и эволюцию сверхмассивных черных дыр в центрах галактик, но обнаруженное присутствие «пылевого ветра» очень существенно для этой картины.

Для изучения центральных областей NGC 3783 астрономам понадобилась объединенная мощь двух Базовых Телескопов из четырех, составляющих VLT ESO. В сочетании друг с другом они образуют интерферометр, разрешение которого эквивалентно разрешению 130-метрового телескопа.

Другой член исследовательской группы, Герд Вайгельт (Gerd Weigelt) из Института радиоастрономии Макса Планка в Бонне, Германия, говорит: “Объединяя гигантскую площадь двух главных зеркал VLT в интерферометрическом режиме, мы можем собрать достаточно света для изучения слабых объектов. Это позволяет нам исследовать в галактике, лежащей от нас на расстоянии в несколько десятков миллионов световых лет, область такого же размера, как расстояние от Солнца до ближайшей к нему звезды. Никакая другая оптическая или инфракрасная система в мире сейчас не может этого сделать”.

Новые наблюдения могут привести к коренному изменению нашего понимания природы AGN. Они дают прямое доказательство того, что пыль отбрасывается от полюсов черной дыры мощным излучением. Этот эффект теперь придется принимать во внимание в любой модели распределения пыли вокруг сверхмассивной черной дыры, в описании процессов роста и эволюции последней.

“Я теперь с огромным нетерпением жду, когда войдет в строй MATISSE, который позволит нам, соединив все четыре Базовых Телескопа, наблюдать одновременно в ближней и средней инфракрасной области, что даст гораздо более подробные данные”,-- заключает Хёниг. MATISSE – строящийся приемник второго поколения для VLTI.

Узнать больше Результаты исследования представлены в статье “Dust in the Polar Region as a Major Contributor to the Infrared Emission of Active Galactic Nuclei”, S. Honig et al., которая появится в выпуске Astrophysical Journal от 20 июня 2013 г.

Состав исследовательской группы: S. F. Ho"nig (University of California in Santa Barbara, USA [UCSB]; Christian-Albrechts-Universita"t zu Kiel, Germany), M. Kishimoto (Max-Planck-Institut fu"r Radioastronomie, Bonn, Germany [MPIfR]), K. R. W. Tristram (MPIfR), M. A. Prieto (Instituto de Astrofi'sica de Canarias, Tenerife, Spain), P. Gandhi (Institute of Space and Astronautical Science, Kanawaga, Japan; University of Durham, United Kingdom), D. Asmus (MPIfR), R. Antonucci (UCSB), L. Burtscher (Max-Planck-Institut fu"r extraterrestrische Physik, Garching, Germany), W. J. Duschl (Institut fu"r Theoretische Physik und Astrophysik, Christian-Albrechts-Universita"t zu Kiel, Germany), G. Weigelt (MPIfR).