Звездообразование: от вспышки к краху — Наблюдения с телескопом ALMA проливают свет на тайну исчезновения массивных галактик
24 июля 2013 г.
Новые наблюдения с телескопом ALMA в Чили дают астрономам лучшую на сегодняшний день иллюстрацию того, как мощные процессы звездообразования выбрасывают газ из галактики и тем самым лишают ее строительного вещества, из которого могли бы формироваться новые поколения звезд, обрекают ее на «звездный голод». На приводимых снимках запечатлены гигантские истечения молекулярного газа из областей звездообразования в близлежащей Галактике Скульптора. Новые результаты помогают объяснить до сих пор непонятный недостаток очень массивных галактик во Вселенной. Работа публикуется в журнале Nature 25 июля 2013 г.
Галактики — звездные системы наподобие нашего Млечного Пути, состоящие из сотен миллиардов звезд — это основные строительные блоки космоса. Одна из главных задач современной астрономии заключается в том, чтобы понять, как именно растут и развиваются галактики. И здесь ключевым вопросом является звездообразование: что определяет количество новых звезд, которые могут образоваться в той или иной галактике?

Галактика Скульптора, известная еще как NGC 253 – спиральная галактика в южном созвездии Скульптора. Она находится на расстоянии в 11.5 миллионов световых лет от Солнечной системы и является одним из наших ближайших внегалактических соседей, а также самой близкой галактикой со вспышкой звездообразования (starburst galaxy) [1] в южном полушарии неба. Исследуя ее с телескопом ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), астрономы обнаружили клубящиеся столбы холодного и плотного газа, истекающего из центра галактического диска.

[1]В галактиках со вспышками звездообразования звезды образуются с исключительно высокой частотой. NGC 253, как один из ближайших к нам объектов этого экстремального типа, является идеальной мишенью для изучения причин «звездной лихорадки» и ее влияния на «зараженную» ею галактику. “Великолепные разрешение и чувствительность ALMA впервые позволили нам ясно увидеть мощную концентрацию холодного газа, который в виде расширяющихся оболочек растекается под влиянием мощного светового и корпускулярного давления, создаваемого молодыми звездами”, -- сказал Альберто Болатто (Alberto Bolatto) из Мэрилендского университета (США), ведущий автор статьи. “Наши измерения ясно свидетельствуют о том, что некоторые растущие галактики извергают больше газа, чем поглощают. Возможно, мы наблюдаем редкий современный пример процесса, который был весьма обычным в ранней Вселенной”.

Полученные результаты могут объяснить, почему астрономы находят во Вселенной неожиданно мало массивных галактик. Компьютерные модели показывают, что старые красные галактики должны обладать значительно большей массой и заключать в себе гораздо больше звезд, чем наблюдается в действительности. Похоже на то, что галактические ветры или истечения газа из них так сильны, что лишают галактики горючего для формирования следующего поколения звезд [2].

[2]Предыдущие наблюдения выявили более горячий, но зато гораздо менее плотный поток газа из областей звездообразования NGC 253. Он, однако, сам по себе мог бы оказать очень незначительное влияние на судьбу галактики и ее способность рождать будущие поколения звезд. Новые данные, полученные с ALMA, показывают присутствие гораздо более плотного молекулярного газа, получающего начальный импульс от образования новых звезд, и затем смешивающегося с разреженным горячим газом на пути к галактическому гало. “Наблюдаемые морфологические детали составляют дугообразную структуру, которая почти идеально совпадает с очертаниями ранее наблюдавшегося выброса горячего ионизованного газа”,-- отметил Фабиан Вальтер (Fabian Walter), ведущий исследователь из Института астрономии Макса Планка в Гейдельберге (Германия), соавтор статьи. “Теперь мы можем шаг за шагом проследить развитие газового истечения и его связь со вспышкой звездообразования”.

Ученые выяснили, что огромные количества молекулярного газа — почти десять масс Солнца в год, а возможно, и гораздо больше, — выбрасываются из галактики со скоростями от 150 000 до почти 1 000 000 километров в час [3]. Общее количество выброшенного газа превысило то, которое в то же самое время уходит на образование всех звезд в этой галактике. При этой скорости истечения запасы газа в галактике могут закончиться всего лишь за 60 миллионов лет.

[3]Хотя скорость истечения газа и очень высока, она, возможно, все же недостаточна для того, чтобы газ был выброшен из галактики безвозвратно. В этом случае газ будет захвачен галактическим гало на много миллионов лет, и в конце концов может снова вернуться в диск, что приведет к новому звездообразованию “Для меня это исследование – пример того, как новые инструменты определяют будущее астрономии. Уже почти десять лет мы изучаем область звездообразования NGC 253 и другие близкие галактики со вспышками звездообразования, но пока не появился телескоп ALMA, у нас не было шанса разглядеть такие детали”, -- говорит Вальтер. В работе использовалась ранняя конфигурация ALMA, в которой было всего 16 антенн. “Подумать только, что покажет для этого типа истечений полный комплект решетки ALMA со всеми 66 антеннами!”

Новые исследования с полным комплектом антенн ALMA помогут выяснить окончательную судьбу газа, уносимого из галактики ветром от образующихся звезд – представляет ли наблюдаемый процесс лишь одно из звеньев круговорота газа в галактиках, или вещество, необходимое для образования звезд, действительно уносится из галактики безвозвратно.

Узнать больше Результаты работы представлены в статье “The Starburst-Driven Molecular Wind in NGC 253 and the Suppression of Star Formation”, Alberto D. Bolatto и др., которая появится в выпуске журнала Nature от 25 июля 2013 г.

Состав исследовательской группы: A. D. Bolatto (Department of Astronomy, Laboratory for Millimeter-wave Astronomy, and Joint Space Institute, University of Maryland, USA), S. R. Warren (University of Maryland), A. K. Leroy (National Radio Astronomy Observatory, Charlottesville, USA), F. Walter (Max-Planck Institut fu"r Astronomie, Heidelberg, Germany), S. Veilleux (University of Maryland), E. C. Ostriker (Department of Astrophysical Sciences, Princeton University, USA), J. Ott (National Radio Astronomy Observatory, New Mexico, USA), M. Zwaan (European Southern Observatory, Garching, Germany), D. B. Fisher (University of Maryland), A. Weiss (Max-Planck-Institut fu"r Radioastronomie, Bonn, Germany), E. Rosolowsky (Department of Physics, University of Alberta, Canada) и J. Hodge (Max-Planck Institut fu"r Astronomie, Heidelberg, Germany).