Миллиарды скалистых планет в зонах обитания вокруг красных карликов Млечного Пути
28 марта 2012 г.
Новые результаты, полученные на искателе планет ESO HARPS, свидетельствуют о том, что состоящие из скальных пород планеты размером ненамного больше Земли представляют собой весьма обычное явление в зонах обитания вокруг слабых красных звезд. По оценке международной группы исследователей, только в нашей Галактике Млечного Пути насчитываются десятки миллиардов таких планет, причем, вероятно, около сотни их находятся в окрестностях Солнца. Это первое прямое измерение частоты встречаемости «сверх-Земель» вокруг красных карликов, которые составляют 80% всех звезд в Млечном Пути.
   Первая прямая оценка количества маломассивных планет вокруг красных карликовых звезд только что объявлена международной групппой астрономов, ведущей наблюдения на спектрографе HARPS, который установлен на 3.6-м телескопе в обсерватории ESO Ла Силья в Чили [1]. Недавнее сообщение (eso1204), утверждавшее, что такие планеты в нашей галактике распространены повсеместно, было основано на использовании другого метода, нечувствительного к этому важному классу экзопланет.
[1] HARPS измеряет лучевую скорость звезды с исключительной точностью. С точки зрения земного наблюдателя планета, обращающаяся вокруг звезды, вызывает периодические малые смещения положения звезды к наблюдателю и от него. Благодаря эффекту Допплера, эти изменения лучевой скорости приводят к смещениям спектральных линий в спектре звезды в сторону увеличения длины волны, то есть, покраснения, когда звезда удаляется от нас (красное смещение) и в сторону более коротких волн (голубое смещение), когда звезда движется к нам. Эти микроскопические смещения линий звездного спектра можно измерить с помощью высокоточного спектрографа, каким и является HARPS, и затем сделать вывод о присутствии планеты.    Группа, работающая с HARPS, ищет экзопланеты, обращающиеся вокруг наиболее обычной разновидности звезд Млечного Пути — красных карликов (известных еще как М-карлики [2]). По сравнению с Солнцем эти звезды слабые и холодные, но встречаются очень часто и живут долго; этим объясняется то, что на их долю приходится 80% всех звезд Млечного Пути.
[2] Эти звезды называются М-карликами, так как они принадлежат к спектральному классу M. Это класс самых холодных звезд из семи спектральных классов в простейшей схеме, которая классифицирует звезды в порядке убывания их температуры и соответствущих изменений в их спектрах. Наши новые наблюдения с HARPS показывают, что вокруг примерно 40% всех красных карликовых звезд обращаются «сверх-Земли», расположенные в зонах обитания, где на их поверхности может существовать жидкая вода”, - говорит Ксавье Бонфи (Xavier Bonfils, IPAG, Observatoire des Sciences de l'Univers de Grenoble, France), руководитель группы. “И, так как красные карлики распространены очень широко — в Млечном Пути их около 160 миллиардов,-- мы получаем удивительную оценку: в нашей Галактике десятки миллиардов таких планет”.
   В течение шести лет группа HARPS исследовала тщательно подготовленную выборку из 102 красных карликовых звезд южного неба. Было найдено всего девять «сверх-Земель» (планет с массами между одной и десятью массами Земли), в том числе две в зонах обитания звезд Gliese 581 (eso0915) и Gliese 667 C. Астрономы смогли оценить массу этих планет и их расстояние от их центральных звезд.
   Суммируя все полученные данные, в том числе наблюдения звезд, лишенных планет, и определяя долю планет, доступных обнаружению, группа смогла вычислить, насколько часто разные типы планет встречаются вокруг красных карликов. Астрономы нашли, что частота встречаемости «сверх-Земель» [3] в зонах обитания составляет 41%, при ниижней границе этой оценки 28% и верхней 95%.
[3] Планеты с массами между одной и десятью массами Земли называются «сверх-Землями» (super-Earths). В Солнечной системе таких планет нет, но их часто находят на орбитах вокруг звезд. Открытия таких планет в зонах обитания вокруг их материнских звезд очень интересны, так как, если планета, как и Земля, состоит из скальных пород и на поверхности ее есть вода, то на ней в принципе может существовать жизнь.    С другой стороны, оказалось, что более массивные планеты, похожие на наши Юпитер и Сатурн, вокруг красных карликов встречаются редко. Ожидается, что у менее, чем 12% красных карликов имеются планеты-гиганты с массами от 100 до 1000 масс Земли.
   Так как вблизи Солнца много красных карликов, новая оценка означает, что в зонах обитания вокруг окрестных звезд (на расстоянии ближе, чем примерно 30 световых лет от Солнца) находится, вероятно, около сотни «сверх-Земель» [4].
[4] Для астрономов «вблизи» означает ближе десяти парсек, что соответствует примерно 32.6 световых лет.    "Зона обитания вокруг красного карлика, где температура такова, что на поверхности планет может существовать вода в жидком состоянии, расположена гораздо ближе к материнской звезде, чем Земля к Солнцу",-- говорит Стефан Удри (Stephane Udry, Geneva Observatory), член группы. "Но, как известно, красные карлики подвержены звездным извержениям – вспышкам, из-за которых на планеты могут обрушиваться потоки рентгеновского или ультрафиолетового излучения, и это может сделать жизнь там менее вероятной".
   Одна из планет, открытых в ходе обзора красных карликов с HARPS -- Gliese 667 Cc [5]. Это вторая планета в системе тройной звезды (см. о первой в eso0939), и похоже, что она расположена вблизи середины зоны обитания. Несмотря на то, что эта планета более, чем вчетверо тяжелее Земли, она больше всех до сих пор открытых планет похожа на Землю и почти наверняка имеет подходящие условия для существования на ее поверхности жидкой воды. Это вторая «сверх-Земля» в зоне обитания красного карлика, открытая в результате этого обзора HARPS, после Gliese 581d, открытие которой было объявлено в 2007 и подтверждено в 2009 г.
[5] Это название обозначает, что планета является второй (c) из открытых вокруг третьего компонента (C) в тройной звездной системе Gliese 667. На небе планеты Gliese 667 Cc ярко сияют спутники их материнской звезды Gliese 667 A and B. Об открытии Gliese 667 Cc независимо объявили Guillem Anglada-Escude с сотрудниками в феврале 2012г., примерно через два месяца после выхода электронного препринта статьи Bonfils et al. Подтверждение открытия планет Gliese 667 Cb и Cc группой Anglada-Escude в основном базируется на наблюдениях с HARPS и проведенной группой европейских астрономов обработке данных, выложенных в открытый доступ из архива ESO.    “Теперь, когда мы узнали, что вокруг соседних красных карликов много «сверх-Земель», нам надо с помощью HARPS и будущих инструментов найти другие такие планеты. Ожидается, что некоторые из них, двигаясь по своим орбитам, будут затмевать материнскую звезду, оказываясь на одной прямой между нею и земным наблюдателем, и это даст прекрасную возможность изучить атмосферу планеты и поискать в ней признаки существования жизни”, -- заключает Ксавье Дельфосс (Xavier Delfosse), еще один член группы (eso1210).

Узнать больше Результаты исследования представлены в статье “The HARPS search for southern extra-solar planets XXXI. The M-dwarf sample”, Bonfils et al. которая должна быть опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: X. Bonfils (UJF-Grenoble 1 / CNRS-INSU, Institut de Planetologie et d’Astrophysique de Grenoble, France [IPAG]; Geneva Observatory, Switzerland), X. Delfosse (IPAG), S. Udry (Geneva Observatory), T. Forveille (IPAG), M. Mayor (Geneva Observatory), C. Perrier (IPAG), F. Bouchy (Institut d’Astrophysique de Paris, CNRS, France; Observatoire de Haute-Provence, France), M. Gillon (Universite de Liege, Belgium; Geneva Observatory), C. Lovis (Geneva Observatory), F. Pepe (Geneva Observatory), D. Queloz (Geneva Observatory), N. C. Santos (Centro de Astrofisica da Universidade do Porto, Portugal), D. Segransan (Geneva Observatory) and J.-L. Bertaux (Service d’Aeronomie du CNRS, Verrieres-le-Buisson, France).