Старичкам звездного мира важна диета с низким содержанием натрия — Новые наблюдения на VLT привели к большим затруднениям в теориях звездной эволюции
29 мая 2013 г.
Как считают астрономы, звезды типа Солнца к концу своей жизни сбрасывают большую часть своих атмосфер в окружающее пространство. Однако новые наблюдения гигантского звездного скопления, выполненные с Очень Большим Телескопом ESO (VLT), против всех ожиданий показали, что большинство исследованных звезд попросту не добрались до этой стадии своей жизни. Международная группа исследователей обнаружила, что по количеству натрия в этих звездах можно уверенно предсказать, как они окончат свой жизненный путь.
   Много лет считалось, что ответ на вопрос о том, как эволюционируют звезды и как они умирают, достаточно ясен. Детально разработанные компьютерные модели предсказывали, что звезды с массами, подобными массе Солнца, к концу своей жизни проходят через стадию, называемую «асимптотической ветвью гигантов» или AGB [1], в течение которой в их недрах происходит последняя вспышка ядерного горения и большая часть их массы выбрасывается наружу в форме газа и пыли. Этот исторгнутый из звезд материал [2] впоследствии идет на формирование следующего поколения звезд. Описанный цикл потери массы звездами и ее последующего участия в образовании новых звезд является очень важным в объяснении эволюции химического состава Вселенной. В результате этого процесса образуется также вещество, необходимое для формирования планет, и даже химические ингредиенты, обеспечивающие зарождение органической жизни.
[1]AGB-звезды получили свое странное обозначение из-за их положения на диаграмме Герцшпрунга – Рассела, на которую нанесены яркости звезд в функции их цвета. [2]В течение короткого времени выброшенное из звезды вещество подсвечивается сильным ультрафиолетовым излучением звезды и образует планетарную туманность.    Но когда австралийский специалист по теории звездной эволюции Саймон Кэмпбелл (Simon Campbell) из университетского астрофизического центра в Мельбурне (Monash University Centre for Astrophysics, Melbourne) стал «прочесывать» старые публикации, он обнаружил невероятные предположения о том, что некоторые звезды могут каким-то образом отклоняться от правил и вообще не проходить фазу AGB. Вот как он рассказывает об этом: “Для ученого, который занимается построением моделей звезд, такое предположение граничило с безумием! Согласно нашим моделям, ВСЕ звезды проходят фазу AGB! Я еще раз перепроверил эти старые работы, но в конце концов все же убедился, что этот вопрос не был изучен до конца. И я решил исследовать его самостоятельно, невзирая на свой скромный опыт наблюдателя”.
   Кэмпбелл и его группа использовали Очень Большой Телескоп ESO (VLT), чтобы тщательно проанализировать излучение звезд в шаровом скоплении NGC 6752 в южном созвездии Павлина (Pavo). Этот огромный шар состоит из древних звезд самого первого и следующего за ним поколения [3]. Звезды, принадлежащие к этим двум генерациям, можно отличить по количеству содержащегося в них натрия. Такие наблюдения требуют материала высочайшего качества, которое как раз и может быть обеспечено телескопом VLT.
[3]Хотя все звезды в шаровом скоплении сформировались примерно в одно и то же время, сейчас хорошо известно, что эти звездные системы не так просты, как когда-то считалось. Обычно в них содержится два или больше звездных населения с различным содержанием легких химических элементов, таких, как углерод, азот, и — что принципиально важно для данного исследования — натрий.    “FLAMES, мультиобъектный спектрограф высокого разрешения на телескопе VLT, был единственным инструментом, который мог нам позволить получить действительно высококачественные данные для 130 звезд сразу. С ним мы могли наблюдать значительную часть шарового скопления одновременно”, -- говорит Кэмпбелл.
   Результаты наблюдений принесли сюрприз. Все исследованные звезды на стадии AGB принадлежали к первому поколению звезд с низким содержанием натрия, а из звезд второго поколения, у которых содержание натрия выше, ни одна не проходила стадию AGB. Как выяснилось, целых 70% этих звезд не проходили стадию последнего всплеска ядерного горения и фазу потери массы [4] [5].
[4]Считается, что звезды, которые минуют стадию AGB, прямо переходят в фазу гелиевого белого карлика и затем постепенно, в течение многих миллиардов лет, остывают. [5]Астрономы не думают, что сам натрий является причиной различного поведения разных типов звезд, но его эта причина должна быть тесно связана с его обилием, и эта связь пока остается загадкой.    “Похоже, чтобы в старости достичь фазы AGB, звездам нужна «диета» с низким содержанием натрия. Это наблюдение важно по нескольким причинам. Исследованные звезды относятся к самым ярким в шаровых скоплениях — и значит, теперь количество таких звезд оказывается на 70% меньше, чем предсказывает теория. Кроме того, получается, что наши компьютерные модели звезд неполны и должны быть скорректированы!” – заключает Кэмпбелл.
   Исследователи считают, что похожие результаты будут получены и для других звездных скоплений. Планируются дальнейшие наблюдения.

Узнать больше Работа представлена в статье “Sodium content as a predictor of the advanced evolution of globular cluster stars”, Simon Campbell et al., которая появится в онлайн-доступе в журнале Nature 29 мая 2013 г.

Состав группы: Simon W. Campbell (Monash University, Melbourne, Australia), Valentina D’Orazi (Macquarie University, Sydney, Australia; Monash University), David Yong (Australian National University, Canberra, Australia [ANU]), Thomas N. Constantino (Monash University), John C. Lattanzio (Monash University), Richard J. Stancliffe (ANU; Universita"t Bonn, Germany), George C. Angelou (Monash University), Elizabeth C. Wylie-de Boer (ANU), Frank Grundahl (Aarhus University, Denmark).