Меню ...
Тел: +998 71 235-81-02
Факс: +998 71 234-48-67
E-mail: info@astrin.uz
Комета C/2019 Y4 (ATLAS)
Фрагменты кометы C/2019 Y4 (ATLAS), снятые космическим телескопом Hubble в апреле 2020 года.
На снимке видны два оставшихся крупных фрагмента (A и B) и более слабые фрагменты С и D. Комета в это время находилась на расстоянии 1,10 а.е. от Солнца и 0,98 а.е. от Земли.

Долгопериодическая комета C/2019 Y4 (ATLAS) была открыта 28 декабря 2019 года автоматизированной системой по поиску опасных для Земли небесных тел (ATLAS - Asteroid Terrestrial-Impact Last Alert System), базирующейся на Гавайях. Период ее обращения вокруг Солнца составляет 5476 лет. Афелий (наиболее удаленная от Солнца точка орбиты) находится на расстоянии 621,1 а.е. от Солнца, большая полуось орбиты составляет 310,7 а.е., эксцентриситет равен 0,999236, наклонение орбиты 45,38°. Перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) комета пройдёт 31 мая 2020 года на расстоянии 0,2528 а.е. от Солнца — внутри орбиты Меркурия, а с Землей максимально сблизится на неделю раньше, 23 мая 2020 года (0,781 а.е.).

Интересный факт - после того как орбита кометы C/2019 Y4 была определена, выяснилось, что она оказалась близкой к орбите кометы 1844 года (C / 1844 Y1). Обе имеют схожие периоды, сближаются с Солнцем на 0,25 астрономические единицы и наклонены к эклиптике на 45°. Эти и другие орбитальные сходства позволяют предположить, что оба объекта были фрагментами одной, гораздо большей кометы, которая распалась около 5000 лет назад. Поэтому в будущем возможно появление дополнительных фрагментов.

Visualization of Comet ATLAS (C/2019 Y4) Orbit

На момент открытия комета C/2019 Y4 (ATLAS) имела видимую звёздную величину +19,63m. Абсолютная звёздная величина составляла +15,3m. Первоначально ожидалось, что вблизи перигелия, в мае, когда комета будет проходить по созвездиям Жирафа и Персея, она достигнет примерно +6m, и даже в ясную тёмную ночь будет лишь с трудом видна невооружённым глазом. Однако комета начала быстро, по 0,25 звёздной величины за сутки, увеличивать свою яркость, и могла стать кометой года и ярчайшей за последние семь лет.

Но к сожалению, эти ожидания не оправдались. В начале апреля астрономы отметили значительное уменьшение ее блеска - с 30 марта по 3 апреля 2020 года яркость кометы снизилась на 2 звёздные величины. 6 апреля по результатам полученным в рамках программы мониторинга осуществляемой с помощью 60-см телескопа синьцзянской обсерватории Ningbo Education (Китай), было сделано сообщение о возможной дезинтеграции кометы C / 2019 Y4 (ATLAS) [http://www.astronomerstelegram.org/?read=13620]. В частности наблюдения за 5 апреля показали такие изменения изображения ядра, которые могут указывать на возможную его фрагментацию.

Иллюстрация изменений со 2 по 5 апреля . Изображения кометы C/2019 Y4 (ATLAS), полученные с помощью 60-см синьцзянской обсерватории Ningbo Education (Китай). «Снимки <…> показали удлиненное псевдо ядро длиной около трех угловых секунд, выровненное по оси хвоста, и морфологию, согласующуюся с внезапным снижением или прекращением образования пыли, как и следует ожидать в случае разрушения ядра»

На основании этого сообщения о возможной дезинтеграции астрономы обсерватории La Palma сравнили свои наблюдения кометы, сделанные в период между 1 и 5 апреля на телескопе Liverpool 2.0m и подтвердили это сообщение [http://www.astronomerstelegram.org/?read=13622].

Далее снимки, сделанные 9 и 10 апреля при помощи 40 сантиметрового телескопа SLT (Super-Light Telescope), и 12 апреля при помощи метрового телескопа LОT (Lulin One-meter Telescope) в обсерватории Люлин в Китае так же подтвердили подозрения астрономов и показали наличие как минимум двух компонентов вблизи ядра кометы, которые постепенно от него удаляются. При этом расстояние между ядром и фрагментом 1 составляет около 3400 километров, а расстояние между фрагментами 1 и 2 составляет около 1600 километров [Link].

Наблюдения кометы полученные 9, 10 и 12 апреля.
Изображения кометы C/2019 Y4 (ATLAS), полученные 9 и 10 апреля (слева) при помощи 40-см телескопа SLT и 12 апреля (справа) при помощи метрового телескопа LОT в обсерватории Люлин в Китае. Снимки полученные 12 апреля на метровом телескопе Люлина (LOT), показали наличие как минимум двух фрагментов.

Наблюдения с помощью космического телескопа Hubble 20-23 апреля показало продолжающуюся фрагментацию кометы C/2019 Y4 (ATLAS). Так из четырех основных фрагментов кометы, обозначенных от A до D на момент наблюдений отчетливо видны только два оставшихся основных фрагмента, вероятно, A и B, каждый из которых состоит из 1-2 более ярких компонентов и еще нескольких более слабых компонентов. Фрагменты C и D, похоже, были превращены в несколько более слабых фрагментов. [Link].

Изображения кометы C/2019 Y4 (ATLAS), полученные телескопом Hubble 20 апреля.
Полученные фотографии показали, что два из наблюдавшихся ранее четырех крупных фрагментов фактически исчезли. От них остались лишь тусклые скопления пыли и обломков. В свою очередь, еще два фрагмента тоже распались на несколько частей. Возможно, большая часть новых обломков разрушится задолго до прохождения ими перигелия 31 мая. Во время наблюдения комета находилась на гелиоцентрическом расстоянии 1,10 а.е. и на геоцентрическом расстоянии 0,98 а.е.
Комета C/2019 Y4 (ATLAS) в мае 2020 года
Первую половину мая комета перемещается на юг по созвездию Жирафа, после чего перемещается в созвездие Персея. Одновременно с этим блеск кометы достигнет 3m — объект будет хорошо заметен невооруженным глазом на загородном небе.
  • 17 мая комета пройдет рядом со звездой μ Персея (блеск 4,1m).
  • 23 мая C/2019 Y4 (ATLAS) окажется рядом с довольно яркой звездой ε Персея (блеск 2,9m).
  • 24 мая комета сблизится с Землей на минимальное расстояние 0,781 астрономической единицы.
  • 25 мая C/2019 Y4 (ATLAS) пройдет рядом со звездой омикрон (ο) Персея (блеск 3,85m), после чего перейдет в созвездие Тельца.
  • Наконец, 29 мая комета пройдет вблизи Плеяд.
В первой половине мая комета будет хорошо видна по вечерам. Затем видимость кометы начнет ухудшаться: она будет опускаться все ниже над горизонтом.

Для наблюдений за кометой обратите внимание на ссылку ниже:

Если вас заинтересовала новая комета, вам интересна астрономия и вы решили наблюдать небесные тела и астрономические события самостоятельно, воспользуйтесь программой Stellarium. С ее помощью вы можете легко найти небесные тела, которые захотите наблюдать. Для наблюдений кометы с помощью программы Stellarium, вам сначала надо скачать и установить подходящую версию программы для вашей ОС, а после установки добавить в программу каталог и эфемериды новой кометы. Видео-руководство по работе с программой вы можете скачать по ссылке: https://youtu.be/Br5AS6Rl1Co
Подготовлено:
Матеков Азизбек,