Меню ...
Наш адрес
Узбекистан,100052, г.Ташкент
Астрономическая 33
Тел: +998 71 235-81-02
Факс: +998 71 234-48-67
E-mail: info@astrin.uz
Встреча с Рашидом Алиевичем Сюняевым
В Астрономическом институте прошла встреча с известным ученым, нашим соотечественником, академиком Рашидом Алиевичем Сюняевым, с именем которого связан ряд фундаментальных результатов современной теоретической астрофизики и космологии.


В Ташкенте Рашид Алиевич принял участие в проводимом 10-11 ноября международном симпозиуме «Новые тенденции развития фундаментальной и прикладной физики: проблемы, достижения и перспективы», и по традиции выступил с докладом в Астрономическом институте.

Тема доклада: «О какой карте рентгеновского и субмиллиметрового неба хочется мечтать: ожидаемое соревнование космического проекта Спектр-Рентген-Гамма и Телескопов на Южном Полюсе и в Пустыне Атакама»
Аннотация: В конце 2017 года Россия планирует запуск орбитальной обсерватории Спектр-Рентген-Гамма (СРГ) в точку либрации L2 системы Солнце-Земля. В состав этой обсерватории должны войти рентгеновские телескопы с оптикой косого падения: немецкий еРозита с массой 820 кг и российский АРТ-ХС. (подробней ...)

Главная задача Обсерватории сканирование всего неба в рентгеновских лучах в течение 4 лет. Планируется, что чувствительности Обсерватории будет достаточно, чтобы нанести на карту все (больше 100 тысяч) массивные скопления галактик в наблюдаемой Вселенной, около 3 миллионов аккрецирующих сверхмассивных (от миллиона до миллиардов Солнечных масс) черных дыр в ядрах активных галактик, а также обнаружить многие тысячи молодых звезд и звезд с активными коронами (намного более мощными в рентгеновских лучах, чем корона нашего Солнца), десятки тысяч галактик с активным звездообразованием, отражение рентгеновских лучей от планет и комет в Солнечной системе. Столь громадное количество интереснейших объектов должно дать астрофизикам возможность детально изучать эволюцию скоплений галактик и сверхмассивных черных дыр во времени (или с красным смещением) и измерять основные параметры нашей Вселенной, свойства «темного вещества» в скоплениях галактик и эволюцию вклада «темной энергии» в среднюю плотность вещества во Вселенной.


15 лет назад, когда астрофизики двух стран продумывали концепцию Обсерватории СРГ, казалось, что наземные телескопы не смогут соревноваться с рентгеновскими орбитальными детекторами. Однако быстрое развитие криогенных детекторов субмиллиметрового излучения (болометров) и строительство телескопов в самых экзотических местах на нашей планете (на Южном Полюсе и на 5 км высоте в Пустыне Атакама, Чили) позволяет надеяться, что к 2020 году способность наземных телескопов открывать новые скопления галактик по тепловому СЗ-эффекту сравняется, а может и превысит возможности рентгеновских орбитальных обсерваторий. Важно, что наземные телескопы позволят измерять и скорости скоплений галактик относительно реликтового излучения на любых красных смещениях, используя кинематический СЗ-эффект, предсказанный Я.Б. Зельдовичем и Р.А. Сюняевым более 45 лет назад почти одновременно с тепловым эффектом. Уже сегодня кинематический СЗ-эффект демонстрирует верность принципа Коперника на красных смещениях вплоть до z ~ 1,5.

Команде СРГ будет нужна помощь оптических астрономов, чтобы найти расстояние или красное смещение до вновь открываемых объектов. В случае успешного запуска и штатной работы спутника и приборов мы ожидаем открытия миллионов неизвестных ранее объектов. Мы приглашаем астрономов Узбекистана принять участие в работе по идентификации достаточно ярких объектов используя телескопы Майданакской обсерватории.



Рашид Алиевич родился в Ташкенте в семье уроженцев Пензенской губернии - инженера-строителя Али Сюняева и фармацевта Сайды Давлет-Кильдеевой. После школы в Ташкенте Р.А. Сюняев с отличием окончил Московский физико-технический институт в 1966г. В 1965г. Р.А. Сюняев стал студентом-дипломником, а затем - аспирантом академика Я.Б. Зельдовича в Институте прикладной математики АН СССР. Встреча с Я.Б. Зельдовичем и почти ежедневный контакт с ним в течение последующих 22 лет сыграли колоссальную роль в судьбе Р.А. Сюняева и способствовали формированию его как ученого, работающего на стыке теории и эксперимента. Ученики Я.Б. Зельдовича знают, что работа с ним была постоянной учебой, требовавшей максимальной самоотдачи, но и приносившей радость ежедневного познания нового и неизведанного.

Я.Б. Зельдович

Научные интересы Р.А. Сюняева охватывают широкий круг астрофизических проблем от элементарных процессов до физической космологии. Среди полученных им результатов, ставших неотъемлемой частью современной астрофизики, - «стандартная» теория дисковой аккреции на черные дыры и нейтронные звезды (Шакура и Сюняев, 1973г., 1976г.), формула Сюняева-Титарчука (1980г.) для спектра излучения, формирующегося при комптонизации низкочастотных фотонов в горячей плазме, эффект Сюняева-Зельдовича (1972г.), позволяющий использовать скопления галактик в качестве мощного инструмента наблюдательной космологии. Во всем мире студенты, изучающие астрофизику, узнают имя Р.А. Сюняева именно по этим результатам, вошедшим во все учебники и курсы.

Теория аккреционных дисков Шакуры-Сюняева давно стала общепринятой при описании переноса вещества и энерговыделения в тесных двойных системах и при аккреции на сверхмассивные черные дыры. Это одна из двух самых цитируемых статей в современной мировой астрофизике. Аккрецирующие нейтронные звезды и черные дыры наблюдаются как мощные рентгеновские и гамма-источники. Основным механизмом формирования спектров их жесткого излучения является комптонизация. Формула Сюняева-Титарчука стала ключевой при описании результатов наблюдений этих объектов. Точность формулы была подтверждена детальными расчетами, выполненными методом Монте-Карло (Поздняков, Соболь, Сюняев, 1983г.).

С момента опубликования работ Р.А. Сюняева и Я.Б. Зельдовича, посвященных эффекту понижения яркости микроволнового фона в направлении на богатые скопления галактик, прошло уже несколько десятков лет. За это время эффект Сюняева-Зельдовича из красивой теоретической идеи превратился в один из наиболее продуктивных методов наблюдательной космологии, открывающий возможность определения основных космологических параметров, в том числе определения роли «темной энергии» во Вселенной и прямого измерения постоянной Хаббла. Этот эффект обнаружен и активно исследуется в направлении почти ста скоплений галактик. В 1980г. Р.А. Сюняев и Я.Б. Зельдович показали, что наблюдения реликтового излучения в направлении скоплений галактик позволяют измерять и их пекулярные скорости движения относительно фонового излучения (кинематический эффект). Исследование различных проявлений «эффекта» входит в программу наблюдений крупнейших радиотелескопов мира. Спутники и наземные телескопы на Южном Полюсе и в Чили смогут обнаружить и использовать для космологии десятки тысяч скоплений, ненаблюдаемых другими методами.

В 1965г. Р.А. Сюняев. совместно с Я.Б. Зельдовичем и В.Г. Куртом, рассчитал кинетику рекомбинации водорода в ранней Вселенной, показав, что данный процесс определяется двухфотонным распадом уровня 2s. В 1970г. Сюняев и Зельдович отметили важнейшее влияние задержки рекомбинации на формирование первичных угловых флуктуации реликтового излучения. В 1969-1970гг. Р.А. Сюняев и Я.Б. Зельдович детально исследовали термализацию реликтового излучения и формирование планковского спектра в ранней Вселенной. Они показали, что любое энерговыделение после стадии электрон-позитронной аннигиляции и окончания ядерных реакций должно вести к специфическим искажениям в спектре микроволнового фонового излучения. Сюняев и Зельдович (1970г.) предсказали существование акустических (доплеровских) пиков в угловом распределении реликтового излучения и назвали их Сахаровскими осцилляциями (см. также Дорошкевич, Сюняев, Зельдович, 1975г.). Положение и относительная интенсивность пиков определяется значениями ключевых параметров Вселенной: постоянной Хаббла. -члена. барионной плотности и плотности темной материи во Вселенной. В 2000г. первые акустические пики были обнаружены в баллонных экспериментах. Спутники «MAP» и «Planck Surveyor» вместе с наземными экспериментами позволят детально исследовать эти пики.

Сюняев (1977г.) первым рассмотрел флуктуации реликтового излучения при вторичной ионизации материи во Вселенной. оценил их амплитуду и угловой масштаб. В 1965 г. Р.А. Сюняев предсказал существование зон в галактиках ионизованных внешним излучением, и показал, что наблюдения нейтрального водорода в периферийных областях галактик может дать информацию о потоке ионизирующего фонового излучения. Совместно с Е.В. Левичем в 1970г. он показал важность комптоновского нагрева и охлаждения в астрофизических условиях и ввел понятие индуцированного нагрева и индуцированного давления света, связанного с комптоновским рассеянием вблизи ярких радиоисточников. В том же 1970г. Сюняев продемонстрировал важность бозе-конденсации фотонов в спектрах ярких радиоисточников из-за индуцированного комптоновского рассеяния.

В 1973г. Т.М. Энеевым, П.П. Козловым и Р.А. Сюняевым были выполнены пионерские численные расчеты приливного взаимодействия галактик. Р.А. Сюняев и Ю.Н. Гнедин (1974г.) предсказали существование циклотронных линий в рентгеновских спектрах аккрецирующих рентгеновских пульсаров. Совместно с В.М. Лютым и А.М. Черепащуком (1973г., 1976г.) было дано объяснение оптических фотометрических эффектов, наблюдаемых в тесных двойных рентгеновских системах Her X-1 / НZ Her (рентгеновский нагрев звезды и диска) и Cyg Х-1 (приливное искажение поверхности нормальной звезды). М.М. Баско и Р.А. Сюняев (1973г.) первыми рассмотрели взаимодействие рентгеновского излучения с поверхностью нормальной звезды в тесной двойной системе: нагрев поверхности звезды, отражение рентгеновских лучей и формирование индуцированного звездного ветра. В 1974г. они вместе с Л. Г. Титарчуком впервые рассчитали рентгеновский спектр излучения, отраженного холодной звездной атмосферой. Л.А. Вайнштейн и Р.А. Сюняев (1950г.) предсказали мощное излучение в линии К железа от межзвездного газа в центральных областях нашей и других галактик. В 1975г. Р.А. Сюняев. совместно с А.Ф. Илларионовым, продемонстрировал важность эффекта «пропеллера» в двойных системах, содержащих нейтронную звезду с сильным магнитным полем.

В 1974 г. Р.З. Сагдеев пригласил Я.Б. Зельдовича и Р.А. Сюняева организовать Отдел теоретической астрофизики в Институте космических исследований АН СССР (ИКИ). В 1974-1952 гг. Р.А. Сюняев возглавлял лабораторию в этом отделе, а в 1952 г. основал в ИКИ Отдел астрофизики высоких энергий. С этого начался напряженный этап вхождения в экспериментальную рентгеновскую и гамма-астрономию. Несомненным успехом стали орбитальные обсерватории «Рентген» на модуле «Квант» космической станции «Мир» и «Гранат».

Самым ярким результатом обсерватории «Рентген» стало открытие жесткого рентгеновского излучения от Сверхновой 1987А в Большом Магеллановом Облаке, связанного с радиоактивным распадом синтезированного при взрыве звезды 56Со, испусканием гамма-квантов и последующей их комптонизацией в разлетающейся оболочке. Появление жесткого излучения было предсказано проведенными в отделе расчетами. Среди наиболее важных результатов обсерватории «Гранат» - детальные карты центральной области Галактики, широкополосные спектры аккрецирующих черных дыр и нейтронных звезд, открытие десятков новых рентгеновских источников, в том числе первого в Галактике микроквазара.

17 октября 2002 г. ракетой «Протон» на высокоапогейную орбиту была успешно выведена Международная астрофизическая лаборатория гамма-лучей «Интеграл». Р.А. Сюняев является научным руководителем проекта от России.

Рашид Алиевич - лауреат ряда премий и наград по астрофизике и космологии, в том числе - премии Бруно Росси Американского астрономического общества (AAS). Золотой медали Королевского астрономического общества (1995 г.). Золотой медали сэра Месси Королевского общества и COSPAR (1995 г.). Золотой медали Катерин Брюс Тихоокеанского астрономического общества (2000 г.), премии Хайнемана Американского института физики и AAS (2003 г.), премии Грубера по космологии и Золотой медали Международного астрономического союза (2003 г.), премии Крафорда по астрономии Королевской академии наук Швеции (2008), премии по фундаментальным наукам Международной академии астронавтики (1990), премии им. Джона Линдсея Космического центра им. Годдарда (1991), Робинсоновской премии по космологии Университета Ньюкасла (1995), Премия Генри Норриса Рассела Американского астрономического общества (2008). В 2000 г. Р.А. Сюняев получил Государственную премию России за результаты наблюдений черных дыр и нейтронных звезд орбитальной обсерваторией «Гранат», а в 2002 г. - премию РАН им. Александра Фридмана по гравитации и космологии.

В 1984 г Рашид Алиевич избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - действительным членом РАН. Он член Академии наук Европы, иностранный член Национальной академии наук США. Американской академии наук и искусств. Королевского астрономического общества, почетный член Академий наук Татарстана и Башкортостана и AAS, член Общества имени Макса Планка (1995), Германской академии естественных наук (2003), Королевской академии наук и искусств Нидерландов (2004).

Сюняев Рашид Алиевич заведует лабораторией Теоретической астрофизики в ИКИ РАН, он - директор Института астрофизики Общества имени Макса Планка и главный редактор журнала Письма в Астрономический журнал. Со свойственной ему энергией Р.А. Сюняев продолжает интенсивную работу. Теория пограничного слоя при аккреции на нейтронные звезды, физика квазаров и микроквазаров, рентгеновские двойные и звездообразование в далеких галактиках, флуктуации микроволнового фона - вот далеко неполный перечень его интересов.
Астрономический институт имени Улугбека,